Из истории золотых инвестиционных монет. Материал Кеннета Гудинга из журнала «Financial Times» от 19 декабря 1989 года.
Мировой рынок золотых инвестиционных монет столкнулся с серьезными трудностями. Объемы продаж «большой пятерки» монет, – «Кленового листа» от Королевского монетного двора Канады, американского «Орла», «Наггета» (в будущем – «Кенгуру») от Западной Австралии, британской «Британии» и южноафриканского «Крюгерранда», – упали с 125 тонн золота в 1987 году до всего 70 тонн в этом году (то есть, в 1989 году).
Дон Маккей-Когхилл, директор компании «GoldCorp Australia», выпускающей «Наггет» и принадлежащей правительству штата Западная Австралия, полагает, что в 1990 году спрос останется относительно низким и составит около 70 тонн. По его мнению, даже если в промышленно развитых странах мира будет наблюдаться рекордная инфляция, подобная той, что была в конце 1970-х годов, спрос на пять основных золотых инвестиционных монет, являющихся законным платежным средством, вряд ли превысит 140 тонн.
Маккей-Когхилл, уроженец ЮАР, стоял у истоков создания ведущих золотых инвестиционных монет, поскольку был членом команды, которая занималась введением «Крюгерранда». В 1978 году был достигнут пик продаж этой монеты по всему миру, 193,6 тонны золота, из 287,5 тонны общего мирового объема продаж золотых монет.
Далее Маккей-Когхилл отмечает следующее: «С тех пор рынок золотых монет претерпел значительные изменения. В настоящее время рынок драгоценных металлов гораздо более развит, чем в 1970-х годах. Инвесторы имеют доступ к множеству бумажных инструментов, обеспеченных золотом, золотым счетам и другим формам опосредованного вложения в физическое золото. Многие из этих форм инвестиций в драгоценные металлы имеют более низкие премии по сравнению с ценой на золото, чем те, которые устанавливаются на инвестиционные монеты. Следовательно, нельзя считать само собой разумеющимся, что изменение общего инвестиционного климата для драгоценных металлов из-за нейтральных или отрицательных реальных процентных ставок и более высокого уровня инфляции автоматически приведет к возвращению продаж инвестиционных монет на прежний уровень».
В связи с этим австралийская компания «GoldCorp» осуществила фундаментальные изменения в способе сбыта своих монет. Компания «GoldCorp» была создана в рамках корпорации «Western Australian Development» в октябре 1986 года. С тех пор она экспортировала около 25 тонн золотых инвестиционных монет, что составляет примерно 9% от совокупного объема добычи золота в Австралии за этот период. Благодаря такому экспорту было получено около 600 млн австралийских долларов (290 млн фунтов стерлингов), включая премию в 50 млн австралийских долларов к рыночной стоимости золотых монет.
Монета «Наггет» была выпущена в период относительно слабого рынка золотых инвестиционных монет, но компания «GoldCorp» довольна ее успехом - она завоевала 15% мирового рынка этой продукции.
Компания также выпустила серебряные монеты «Holey Dollar» и «Dump», а также платиновую монету «Коала», чтобы предоставить розничным торговцам полный ассортимент монет из драгоценных металлов и тем самым помочь продажам золотых монет. В компании «GoldCorp» считают, что ее платиновые монеты занимают более половины рынка.
Главная особенность нового подхода компании «GoldCorp» заключается в том, что монеты, которые ранее рассматривались почти исключительно как инвестиционный продукт, будут теперь иметь коллекционную наценку. Компания будет ежегодно чеканить золотые и платиновые монеты с новым дизайном. Кроме того, ежегодно будет чеканиться лишь ограниченное количество монет, так что можно ожидать, что со временем они приобретут нумизматическую или коллекционную ценность. Новые монеты будут выпускаться в ноябре каждого года, чтобы их можно было приобрести к рождественским подаркам и китайскому Новому году.
По словам Маккей-Когхилла, успех «Крюгерранда» отчасти объяснялся «соотношением цены и качества», поскольку премия к цене золота составляла всего 3% - гораздо меньше, чем у некоторых конкурентов, особенно в США: «Однако мы сделаем так, чтобы стоимость монет могла расти в связи с нумизматической наценкой. Добавление коллекционности к инвестиционной привлекательности инвестиционных монет за счет ограниченного тиража и ежегодного изменения дизайна — это самая смелая инновация на рынке инвестиционных монет с тех пор, как в 1970 году массово выпускаемый «Крюгерранд» стал первопроходцем на этом рынке».
Маккей-Когхилл посетил сотни торговых площадок в Японии и США, чтобы проверить реакцию ритейлеров на указанные предложения. Затем было решено ограничить выпуск монет 1990 года тиражом в 500 тыс. тройских унций золотых монет, из которых не более 300 тыс. будут популярными унцовыми изделиями.
Будет отчеканено только 300 тыс. унций платиновых и серебряных монет, из которых только 150 тыс. будут унцовыми. Для сравнения – в прошлом году было продано всего 268 500 унций монет: «Мы не будем отступать от установленных ограничений тиража, каким бы ни был большим соблазн». Тем не менее, он признает, что итоговые показатели тиража не всегда соответствуют требованиям рынка, и, возможно, их придется изменить в будущем.
В соответствии с желанием компании «GoldCorp» занять свою нишу на международном рынке золота, она также начала пробную продажу ювелирных изделий, цена которых варьируется от 100 австралийских долларов до нескольких тысяч долларов. Они разработаны Стюартом Девлином, ювелиром австралийского происхождения, который также разработал дизайн монет компании «GoldCorp».
Пока еще рано говорить о том, превратится ли это в серьезный бизнес, но Маккей-Когхилл считает следующее: «У нас нет намерения конкурировать с австралийскими ювелирами. Это только добавление к нашему ассортименту инвестиционных монет».
Маккей-Когхилл также является генеральным директором компании «Gold Corporation», которая была создана в июне прошлого года в результате слияния «GoldCorp» и Монетного двора Западной Австралии. Недавно компания «Gold Corporation» отчиталась о первой операционной прибыли в размере 5,62 млн австралийских долларов. В 1988-1989 финансовом году Монетный двор заработал 1,874 млн австралийских долларов, а «GoldCorp» - 838,000 австралийских долларов. Группа выплатила установленный законом взнос в размере 4,128 млн австралийских долларов правительству штата вместо подоходного налога.
Когда в 1986 году правительство Западной Австралии под руководством Маккея-Когхилла начало реализацию монетной программы «Наггет» с целью завоевания прочных позиций на мировом рынке продукции из драгоценных металлов с высокой добавленной стоимостью, предполагалось, что с момента выпуска продукции (в апреле 1987 года) пройдет не менее 3-х лет, прежде чем она станет безубыточной. В итоге скромная прибыль была получена в двух из трех финансовых лет с момента запуска, и за это время «GoldCorp» потратила 20 млн австралийских долларов на маркетинговые расходы, которые финансировались за счет доходов, полученных от монетных программ.
В прошлом году Пертский монетный двор аффинировал 102,69 тонны золота, впервые за свою 90-летнюю историю превысив отметку в 100 тонн. По словам Маккей-Когхилла, в этом году общий объем составит от 130 до 140 тонн. Это стало возможным благодаря инвестиционной программе стоимостью 12 млн австралийских долларов, в рамках которой за последний год монетный двор открыл два новых аффинажных завода.
Первый из них, в Калгурли, расположен в центре главного золотодобывающего региона Австралии. С момента ввода в эксплуатацию он постоянно работает на мощности выше номинальной. Новый аффинажный завод в Перте, открытый в октябре, увеличит мощность Монетного двора по меньшей мере до 250 тонн в год, что достаточно, чтобы справиться не только с отечественной добычей, но и с золотом из Папуа-Новой Гвинеи, которая становится крупным производителем, а также из Саудовской Аравии, Фиджи, Соломоновых островов и Новой Зеландии.
В результате переноса аффинажа с территории Пертского монетного двора впервые за всю его долгую историю возникла возможность реорганизации производства монет.
Реорганизация монетного дела обойдется еще в 6 млн австралийских долларов. Маккей-Кохгилл говорит, что по своей сути деятельность в сфере драгоценных металлов циклична, особенно в контексте инвестиционных продуктов. Рентабельность аффинажного бизнеса незначительна и во многом зависит от объема предлагаемых для обработки металлов. В то же время рентабельность экспортноориентированных программ по созданию добавленной стоимости во многом определяется международным климатом в сфере инвестиций в драгоценные металлы.
Тем не менее Маккей-Когхилл отметил следующее: «Мы планируем и дальше создавать добавленную стоимость для австралийского золота. Мы хотим занять несколько нишевых рынков и поддерживать хороший, солидный бизнес, учитывая долю Австралии в мировой добыче золота».