О долларе древности: афинская драхма. Часть третья

Материал исследователей Эммануила Эконому и Николаса Кириазиса из книги «Повседневная жизнь в классических Афинах: социально-экономический анализ» (изд-во «Springer», 2024). Часть первая здесь, вторая - тут.

О судьбе доллара как резервной валюты

Эйхенгрин пишет:

"Для Бюро гравировки и печати США производство 100-долларовой купюры обходится всего в несколько центов, но другие страны должны раскошелиться на 100 долларов реальных товаров и услуг, чтобы получить такую купюру. (Эта разница между тем, сколько стоит правительству напечатать купюру, а иностранцу - приобрести ее, известна как «сеньораж» - по имени права средневекового лорда, или сеньора, чеканить деньги и оставлять себе часть драгоценного металла, из которого они были сделаны). За пределами США обращается около 500 млрд долларов американской валюты, на которые иностранцы должны предоставить Соединенным Штатам 500 млрд долларов реальных товаров и услуг".

США совсем не хотят, чтобы произошла потеря «экстравагантной привилегии» доллара как резервной валюты. Однако на момент написания данного материала следует отметить, что различные страны, представляющие собой сильные или развивающиеся экономики, или (геополитически) усиливающиеся державы, или уже существующие могущественные державы, такие как страны БРИКС, пытаются подорвать всемогущество доллара на мировой валютной арене. Эту тенденцию наверняка ускорили многочисленные негативные последствия на глобальном уровне, вызванные эскалацией украинского кризиса. Например, страны, столкнувшиеся с геополитическими рисками во взаимоотношениях с США и Европой, выходят из долларовой системы. В частности, в марте 2023 года Бразилия и Китай договорились об использовании национальных валют в двусторонней торговле. Кроме того, на российско-китайском саммите в марте 2023 года президент Путин заявил, что деловые операции между Россией и странами Азии, Африки и Латинской Америки будут осуществляться в юанях, то есть, в национальной валюте Китая. В декабре 2022 года Китай и Саудовская Аравия провели первую сделку в юанях, после того как Саудовская Аравия заявила, что стремится диверсифицировать свою торговлю, отказавшись от доллара США и т. д.

К децентрализированной валютной системе (похожей на афинскую)

В качестве заключительного комментария можно сказать, что криптовалюты, несомненно, прочно вошли в нашу жизнь. В основном последователи либеральной экономической мысли считают цифровые валюты позитивным историческим событием, поскольку эта денежная форма может рассматриваться как новый инструмент экономической свободы, противостоящий гегемонистской роли государства. Однако смогут ли цифровые валюты в конечном итоге выстоять (или нет) против устоявшихся валют, выпущенных центральными банками, таких как доллар, — это покажет только будущее.

В целом, монетарный режим, при котором эмиссия валюты формируется не только государственными органами, но и частными предпринимателями, восходит к практике, применявшейся в афинской экономике классического периода. Проведенный нами до этого момента анализ в более общем виде связан с текущей глобальной дискуссией о децентрализации принятия монетарных решений в связи с эмиссионной привилегией центральных банков.

Закон Никофона от 375/374 года до н. э. и создание из драхмы международной валюты

Принятие закона Никофона имело первостепенное значение для того, чтобы драхма стала основной международной валютой того времени, свободно обращающейся в Средиземноморье, подобно современному доллару. Этот закон был выдвинут на рассмотрение афинского собрания финансовым экспертом Никофоном и принят в 375/374 году до н.э. Среди прочего, нормы законы требовали, чтобы все иностранные имитации афинской драхмы, поступающие в афинскую экономику для целей коммерческих сделок, имели точно такое же содержание серебра, как и афинская драхма. Для этого были необходимы докимастаи - два государственных служащих, один в Афинах, другой в Пирее, у каждого из которых была лавка и специальные весы, с помощью которых они обязывались проверять монеты иностранных купцов. Если после выборочной проверки выяснялось, что это высококачественные имитации, то они возвращались владельцам, и этими деньгами можно было торговать на рынке без каких-либо ограничений. Если же таковых не находилось, то они подвергались конфискации, а затем разрезались, и полученное из них количество серебра приносилось в Храм Богини-Матери, который, как и другие храмы, также функционировал в роли сокровищницы для сбора денег и имущества, которые затем могли быть одолжены афинскому государству/обществу в случае необходимости, например, во время чрезвычайных событий, таких как война.

Важно также отметить тот факт, что, если после проверки у докимастаи какой-либо торговец (афинский или неафинский) все еще не доверял этим монетам, то «он терял все товары, которые продавал в тот день». Проще говоря, его имущество конфисковалось, очевидно, в наказание за то, что он не проявил доверия как афинянин к государственным органам, которые проводили соответствующую проверку.

Данный момент также свидетельствует о том, что философия институтов афинского государства формировалась таким образом, чтобы требовать от самих граждан доверия к институтам государства, очевидно, с конечной целью обеспечить социальный мир и доверие между местными и иностранными купцами, что являлось необходимой предпосылкой для обеспечения долгосрочного экономического процветания афинских граждан. Обер считает, что Закон Никофона внес значительный вклад в снижение трансакционных издержек и усилил доверие между участниками торговли.

Закон Никофона в определенной степени связан со следующим принципиальным вопросом: была ли афинская система денежного обращения «открытой системой», то есть обращалась ли в афинской экономике даже неафинская валюта или нет. Известный историк денег греческой античности Т. Фигейра пишет, что, хотя верно то, что аттические монеты выступали посредником в подавляющем большинстве сделок, совершавшихся на афинской территории, монеты с Хиоса могли быть легально использованы в Аттике, и что афиняне, как и многие другие греки, иногда использовали монеты с Эгины. Ван Альфен добавляет, что в афинской экономике могли обращаться даже мелкие разновидности иностранных монет. Он пишет следующее:

"В связи с тем, что Афины были крупным международным портом, в ходе обычной торговли в полис попадали и другие валюты, но насколько тщательно эти валюты попадали в карантин, остается под вопросом. Вряд ли можно было бы ожидать, что кизикенские электрумы (и персидские золотые монеты) крупного номинала станут (официальной?) валютой в Афинах, отчасти из-за их огромной стоимости, отсутствия сопоставимых афинских номиналов и специализированного использования в черноморской торговле, но некоторые упоминания позволяют предположить, что иностранные мелкие серебряные монеты также обращались в афинском агоре".

Такая политика проводилась не только в Афинах и их портовом городе Пирее, но, согласно Фигейре, возможно, что государства-члены Афинского союза имели право выплачивать свои взносы в союзный фонд и неафинскими монетами. Это означает, что такая политика была бы выгодна режиму, который разрешал использование параллельных валют внутри Афинского союза.

И последнее, но не менее важное обстоятельство: закон Никофона на практике не требовал обязательной проверки всех валют иностранных торговцев. Закон служил механизмом обеспечения доверия между участниками торговли. В этом смысле всегда существовала вероятность (пусть и слабая) того, что в афинской экономике обращаются поддельные иностранные валюты. В таком случае оба купца могли пострадать. В работах ученых с помощью анализа теории игр объясняется, как и почему оба торговца могли либо проиграть, либо выиграть от функционирования рынка и использования или неиспользования услуг докимастаи. Эта интерпретация, совпадающая с интерпретацией Фигейры, важна, поскольку она подтверждает, что иностранные монеты могли обращаться на афинской агоре, причем довольно легко, если обходиться без двух докимастаев. Фигейра прямо пишет по этому поводу следующее:

"Я подчеркиваю, что этот закон не запрещал продавцу принимать такие монеты в оплату, а лишь предписывал, что продавец не обязан принимать их, как это было бы необходимо в случае подлинных афинских монет, одобренных докимастаями".

 

^ Наверх