Материал О. Бургера. Часть первая тут, а вторая – здесь.
Средние века (продолжение)
Предшественником многих европейских золотых монет был флорентийский fiorino d'oro или florenus aureus (золотой флорин). Его стоимость соответствовала счетному фунту (либра (древнеримская мера веса, равная 327,45 грамма или 12 унциям; применялась преимущественно для обозначения веса драгоценных металлов, в частности золота)) и, соответственно, количеству серебра, которое содержалось в 240 флорентийских пенсах. Промежуточным этапом был шиллинг (сольдо), стоивший 12 пенсов; 20 шиллингов стоили один флорин. Он чеканился во Флоренции как fiorino d'argento. Золотые монеты весили 3,53 г и были изготовлены из настолько чистого золота, насколько это было возможно. Флорин производился в больших количествах с самого начала: ежегодный выпуск 350 - 400 тыс. штук фиксируется с XIV века. Он побудил создать целый ряд других золотых монет, сначала в Италии, из которых самой важной была монета Венеции, стоившая столько же, сколько и флорин. Под именем дуката он стал одной из самых популярных золотых монет. Прошло три четверти века, прежде чем эти итальянские наработки достигли Центральной Европы. Здесь, помимо торговли, важную роль играла церковь, которая стремилась получать церковную десятину в золоте, которое было легче перевозить. Однако в Зальцбурге, например, в 1283 году за нее можно было получить всего восемь флоринов, а в 1318 году папскому сборщику налогов пришлось везти полученное серебро в Венецию, чтобы обменять его на золото.
В то время как флорин обращался на севере, венецианский дукат облегчал торговлю адриатической метрополии в восточном Средиземноморье, где он не только стал главным средством обмена, но и оказался предметом многочисленных подражаний. В литературе его называют евродолларом Ближнего Востока в XIV-XV веках, сменившим византийский солид и исламский динар. Некоторое время Венеция ежегодно отправляла в Левант около 300 тыс. дукатов или около 1000 кг золота. Кроме правителей, которые приобретали сырье исключительно за счет торговли, существовал и второй способ - собственная добыча. К этой группе стран принадлежала Венгрия, обладавшая крупнейшими в Европе месторождениями золота и начавшая производство флоринов в 1325 году, а за ней следовала Богемия. Зальцбург и Австрия чеканили альпийское золото, а силезские месторождения разрабатывались с 1345 года герцогами Лигниц и Швайдниц. В Германии чеканка золотых монет была связана с денежной системой, которая все еще сильно зависела от пенни. Здесь, как и в Италии, незадолго до или одновременно с золотом были введены промежуточные монеты из серебра. Они основывались на счетной единице шиллинга (= 12 пенни).
Временное изменение соотношения золота и серебра в пользу золота с 1:14 в начале XIV века до более чем 1:20 после 1320 года принесло значительные выгоды для золотых монет добывающих государств, но усложнило чеканку для остальных стран, которые начали производство своих монет примерно 20 лет спустя, когда соотношение снова установилось на уровне 1:11 - 1:12.
Главной торговой монетой Германии был признан гульден (золотой флорин). Если в 1400 году его вес составлял 3,54 г, а чистота - 22,5 карата или 937/1000, то к 1490 году он вес снизился до 3,34 г, а проба - до 18,6 карата или 770/1000, что по сегодняшним меркам является незначительным «обесцениванием». Качество выпускаемых гульденов не всегда соответствовало установленному стандарту, а часто оставалось ниже него, порой по причине недостаточной технической компетентности, а в других случаях в результате мошеннических манипуляций чеканщиков, стремившихся максимизировать получаемую ими прибыль. Снижение пробы оправдывалась тем, что чеканка монет должна приносить прибыль, а это было возможно только в том случае, если закупочная цена золота (прежде всего в виде иностранной монеты) и затраты на производство были сбалансированы за счет снижения содержания золота в монете. В более выгодном положении находились только владельцы золотых рудников, поскольку они могли сами устанавливать цену на металл. К концу XV века число институций, чеканивших золотые монеты, увеличилось, прежде всего в Германской империи, но для большинства из них главным мотивом была необходимость увеличить свой престиж, поскольку их тиражи зачастую были настолько малы, что не имели никакого экономического значения. По крайней мере, к концу Средних веков в Европе сложилась система чеканки монет, в которой золотые изделия были на первом месте; она зародилась в Италии и в значительной степени вытеснила бартерную экономику, принеся с собой зачатки банковской системы. После открытия Нового Света поставки драгоценных металлов из открытых стран повлияли на экономическую и финансовую структуру Европы. Таблица № 2 дает представление о заработной плате и ценах в средневековой Европе.
Таблица № 2. Заработная плата и цены в Европе около 1400 года: 1 гульден = 240 пенни, и в граммах золота
Новое время (начало)
Количество золота, поступавшего в Европу, могло быть впечатляющим, но в контексте различных национальных денежных систем оно имело лишь второстепенное значение. Как и в Средние века, реальную основу денежной системы составляло серебро, поскольку у многих стран была возможность его добывать.
До начала XIX века, когда многие страны перешли на золотой стандарт, монеты из золота использовались в основном для двух целей: во-первых, как средство обмена в контексте международных отношений самого разного рода, а во-вторых, как уже говорилось, для удовлетворения желания правителей создать имидж за счет выпуска больших и великолепных монет.
В Германии чеканка золотых гульденов продолжалась вплоть до XVII века. В некоторых случаях золотой гульден и дукат выпускались одновременно, в других - дукат вытеснял гульден, как, например, в городах Франкфурт и Магдебург, в Австрии, Венгрии и Северных Нидерландах.
Аугсбургский указ об имперской монете 1559 года объявил дукат имперской золотой монетой и определил условия его выпуска следующим образом: 67 штук должны были быть отчеканены из кельнской марки весом 233,856 г, а чистота должна была составлять 23 карата 8 гранул. Это означало номинальный вес 3,49 г и вес чистого металла в 3,44 г. «Золото дуката» стало обозначать чистоту в 23 карата 8 гранул или 986,111/1000.
С двумя видами золота разной пробы иметь дело в повседневном денежном обороте было, конечно, непросто, тем более что номинал на монетах не указывался. Тем не менее, дукат стоил 104 крейцера (название медных и серебряных монет ряда стран центральной Европы и Италии XIII—XIX столетий), тогда как золотой гульден официально оценивался в 72 крейцера.
В Венеции дукат чеканился до конца республики в 1797 году с одним и тем же изображением (дож, стоящий на коленях перед святым Марком, и рядом с ним Христос), а с 1526 года - с немного уменьшенным весом брутто до 3,494 г. Дукат часто называли также «zecchino» (цехино), от итальянского слова «zecca» (монетный двор). Многие крупные и мелкие итальянские государства ориентировались на эту монету и чеканили ее по собственным дизайнам, которые, таким образом, могли использоваться в качестве торговых монет и в Германии в эпоху раннего Нового времени. Многочисленные экземпляры отличались заметным весом: в Венеции наибольшей ценности достигли монеты в 100 цехинов весом около 350 г, чеканившиеся при последних дожах во второй половине XVIII века.
Обильный импорт золота из Западной Африки и торговля с заморскими территориями способствовали экономическому процветанию Португалии во второй половине XV века, что нашло отражение и в чеканке монет. Первый выпуск крупных золотых монет в 23 3/4 карата под названием португезы в 1499 году совпал с возвращением Васко да Гамы из его путешествия в Индию. Эта золотая монета стоила десять крузадо (монеты Португалии , чеканились в XV—XIX веках.), которые также были золотыми. Уменьшившись в весе до 35 г, она была сопоставима с десятью дукатами, а крузадо - с одним дукатом.
В Брюсселе во время своего путешествия в Нидерланды в 1520-1521 году художник Альбрехт Дюрер среди прочих золотых монет получил два таких экземпляра, которые он назвал «большими португальскими гульденами». Помимо одинарных, существовали двойные, полу- и четвертные португальские гульдены стоимостью 20, 5 и 2,5 дуката соответственно. Однако они предназначались не столько для денежного обращения, сколько для подарков. Массовый отток золота из страны, вызванный различными причинами, вынудил португальского короля Иоанна провести монетную реформу. Высокопробные монеты исчезли из королевства, а на их место пришли иностранные золотые монеты меньшей пробы.
Кроме того, например, были расходы на содержание королевы-матери и на два приданых (сестра Иоанна Изабелла стала женой императора Карла V, а его старшая дочь вышла замуж за будущего короля Филиппа II), которые, как говорят, составили 1 400 000 крузадо; кроме того, император Карл V по причине нехватки денег из-за его постоянных войн пытался получить от своего шурина как можно больше португальского золота.
Главной золотой монетой во Франции был экю д'ор, который чеканили еще в Средние века. С 1519 года проба экю оставалась неизменной и составляла 23 карата, а количество экземпляров, отчеканенных из парижской или труаской марки (244,753 г), было увеличено в 1575 году с 71 1/6 до 72,5, что означало небольшое уменьшение номинального веса до 3,38 г. При этом стоимость монеты постоянно повышалась в результате роста цен на золото. Если в 1519 году ее стоимость составляла 40 солей (соль – французская средневековая монета) (су), то в 1640 году она равнялась 5 ливрам 4 солям турнуа (104 соля турнуа), то есть выросла более чем в 2 раза. Сначала золото поступало через Португалию из Судана и Эфиопии, а после испанских завоеваний - из американских колоний. Созданный в 1537 году эскудо стал стандартной золотой монетой в Испании. Король Филипп II, сын и наследник императора Карла V, ввел двойной эскудо или дублон, а в 1566 году - четырехкратный эскудо. Восьмикратное эскудо, онза или квадрупла, которым Филипп III пополнил серию в 1614 году, особенно часто чеканился в испано-американских колониях. Его вес около 27 г свидетельствовал об огромном количестве золота в Новом Свете.
Продолжение следует…