В связи с тем, что пандемия коронавируса привела к снижению спроса на палладий со стороны ключевых компаний в автомобильной промышленности, крупнейшая российская добывающая компания увеличила свою долю на рынке этого драгметалла.
ПАО ГМК «Норильский никель» до этого и так занимал первое место по производству палладия, который используется в автомобильных катализаторах, но текущий кризис позволил компании увеличить свою долю на рынке этого драгметалла. «Норникель» практически не пострадал от пандемии, в то время как его основные конкуренты из ЮАР так и не смогли нарастить добычу после закрытия шахт во время национального карантина.
Артем Багдасарян, аналитик из «BCS Global Markets», отмечает по этому поводу следующее: «Российская компания всегда считалась самой стабильной. Пандемия подтвердила этот статус».
Компания «Норникель» обладает небольшими производственными мощностями и наименьшими издержками, поэтому ей удалось выполнять план по производству палладия. 30 апреля компания подтвердила свой план на добычу 2,6-2,8 млн унций, который был первоначально утвержден еще в январе, то есть до пандемии.
В отличие от «Норникеля», ведущие южноафриканские производители, такие как «Anglo American Platinum Ltd.» и «Impala Platinum Holdings Ltd.» сократили свои плановые показатели, в то время как «Sibanye Stillwater Ltd.» больше не придерживается определенного плана. По данным «Citigroup Inc.», некоторые производители палладия в ЮАР с наибольшими издержками, для которого этот металл является побочным продуктом добычи платины, потеряли прибыль.
В компании «Норникель» прогнозируют снижение объема мирового производства палладия на 1,3 млн унций в год, то есть до 6,3 млн унций. Рынок будет испытывать крупный дефицит или же сбалансируется, поскольку спрос на автомобили снижается.
По данным компании, дефицит снова заявит о себе в начале 2021 года. По словам Рене Хохрайтера, аналитика из «Noah Capital Markets Ltd.», из-за замедления разработки новых проектов со стороны южноафриканских производителей, для восстановления добычи в стране потребуется 6-7 лет.
«Норникель» сохранил капитальные затраты на стабильном уровне даже несмотря на то, что компании пришлось выплатить около 150 млн долларов в конце мая за ликвидацию последствий разлива топлива в Сибири. Поэтому российская компания находится в лучшем положении по сравнению со своими конкурентами, и готова воспользоваться увеличением спроса на палладий.
Борис Красноженов, руководитель отдела аналитики в «Альфа-банке», сказал следующее: «Иметь большую долю рынка – это всегда хорошо. Пока трудно сказать, сможет ли «Норникель» получить какую-то реальную выгоду от текущего положения, поскольку все будет зависеть от развития событий вокруг пандемии».